Интерактивное родительское собрание «Стили семейного воспитания»

Интерактивное родительское собрание

«Стили семейного воспитания»

Дети никогда не слушают старших,

но никогда не ошибаются, копируя их.

Дж. Боулби

Здравствуйте, уважаемые родители. Воспитание детей и особенно подростков очень непростой процесс, который происходит в каждой семье, в каждодневном взаимодействии и взаимовлиянии всех членов семьи друг на друга. Роль семьи в воспитании и развитии детей переоценить невозможно, т.к. именно в семье закладываются основы личности ребенка, его ценности и мировоззрение, овладение социальными ролями, закладывается ресурс для дальнейшей жизни в обществе.

Все семьи уникальны, неповторимы, .каждая имеет свою историю, традиции и в каждой из них формируются и часто передаются «по наследству» особенности семейного воспитания. Но как бы ни уникальна была та или иная семья, она в той или иной мере придерживается определенного стиля воспитания, в основе которого лежит соотношение уровней контроля и поддержки ребенка взрослыми членами семьи. В настоящее время выделяют пять основных стилей семейного воспитания.

АВТОРИТАРНЫЙ – это высокий уровень контроля и минимальная поддержка ребенка. Этот стиль подразумевает в отношении ребенка:

  • ограничение свободы, выбора и самостоятельности;
  • игнорирование нужд, желаний, потребностей;
  • высокие требования и большое количество обязанностей;
  • минимальная поддержки или в некоторых ситуация полное ее отсутствие, при жесткой системе запретов, санкций и наказаний;
  • часто родительское эмоциональное отвержение.

Такой стиль формирует у ребенка чувство тревоги и одиночества, комплексы неполноценности и вины за что-то. В дальнейшем могут формироваться такие качества характера как: лживость, угодничество, забитость, пессимизм, демонстративность, бунтарство, мстительность, агрессивность, обидчивость, нерешительность, озлобленность, безынициативность, недоверчивость и недоверие к окружающим.

ГИПЕРОПЕКА – это низкий уровень контроля при максимальной, часто необоснованной поддержке. Этот стиль подразумевает в отношении ребенка:

  • удовлетворение прихотей и покровительство в любой ситуации;
  • освобождение от трудностей и неприятных обязанностей;
  • преувеличение, необоснованное культивирование талантов и способностей;
  • слабо или совсем не регламентируемое поведение и т.п.

Такой стиль формирует у ребенка эгоцентризм (ориентированность на удовлетворение исключительно собственных желаний и потребностей), иждивенчество и нежелание трудиться. В дальнейшем формируются такие качества характера как потребительство, требовательность, капризность, зависимость, хамство, нерешительность, безынициативность, склонность к непослушанию, агрессивность, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В редких случаях такие дети становятся активными, решительными и творческими людьми.

 

ГИПООПЕКА – это низкий контроль и низкий уровень поддержки. При этом стиле в отношении ребенка прослеживается:

  • отсутствие заботы о здоровье, нуждах и внешнем облике;
  • игнорирование потребностей, желаний, интересов и нужд;
  • эмоциональное равнодушие, холодность, возможно отвержение;
  • попустительство в сфере контроля за поведением и вседозволенность;
  • …., но жесткие требования;
  • упреки и обвинения во всех бедах.

Такой стиль формирует у ребенка  самостоятельность в поступках и решениях в сочетании со склонностью к асоциальным формам поведения. В дальнейшем формируются такие качества характера как праздность, часто бродяжничество, грубость, раздражительность, агрессивность, задиристость, демонстративность (как попытка привлечь к себе внимание), отсутствие стыда и чувства вины, эгоизм, лживость.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ – это сочетание адекватно высоких уровней контроля и поддержки. Такой стиль воспитания ребенка характеризуют:

  • взаимная забота и ответственность;
  • учет возрастных особенностей, потребностей и нужд;
  • равноправие и безусловное принятие;
  • учет интересов и желаний;
  • поддержка и помощь.

Такой стиль формирует у ребенка  самостоятельность в поступках и решениях с соответствующим уровнем собственной ответственности. Это формирует такие качества характера как доброжелательность, открытость, инициативность, уверенность, трудолюбие, адекватная самооценка.

ХАОТИЧЕСКИЙ – это отсутствие единого подхода к воспитанию, как непоследовательное руководство. В этом случае у ребенка:

  • не формируется самоконтроль;
  • отсутствует чувство ответственности;
  • формируется устойчивая незрелость и сиюминутность суждений;
  • заниженная самооценка.

При таком стиле воспитания угнетается одна из важных базовых потребностей личности – потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.

Невозможно придумать или разработать единые правила и схемы, позволяющие получить гарантированный результат воспитательного взаимодействия, но есть небольшие секреты воспитания счастливых детей и родителей от кандидата педагогических наук, доктора психологических наук, профессора МГУ им. Ломоносова Юлии Борисовны Гиппенрейтер.

  1. Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
  2. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
  3. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его.
  4. Каждым обращением к ребенку – словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, своем состоянии, но и всегда о нем, а часто – в основном о нем.
  5. От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке, я – хороший», а от сигналов осуждения, неудовольствия, критики – ощущение «со мной что-то не так, я – плохой».
  6. Не приученный к порядку и правилам, ребенок оказывается во власти минутных желаний, неуправляемых эмоций, случайных влияний. Мы говорим, что он разболтан, не организован, не воспитан. Во многих ситуациях он оказывается без ориентиров, не знает, как себя вести, как организовать свои дела и время. Правила дают ребенку ощущение не только порядка, но и уверенности в жизни.
  7. Стоит помнить, что дети постоянно испытывают наши требования «на прочность» и принимают, как правило, только то, что не поддается расшатыванию. В противном же случае приучаются настаивать, ныть, вымогать.
  8. Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
  9. Наказание – это прежде всего сигнал о нарушении правила, нормы или установленного порядка. Смысл его – сделать более весомыми слова взрослого, подчеркнуть их серьезность.
  10. Нельзя пропускать или надолго откладывать наказание. Оно должно следовать сразу за нарушением правила, за грубым или невежливым поведением. При этом не имеет значения возраст ребенка: чем раньше в своей жизни он встретится с безусловностью правила, тем лучше.
  11. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
  12. Придумайте несколько занятий с ребенком или несколько семейных дел, традиций, которые будут создавать зону радости. Сделайте некоторые из этих занятий или дел регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, если он не сделает чего-то очень плохого. Отменяйте их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и вы на самом деле расстроены. Однако не угрожайте их отменой по мелочам.
  13. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!».
  14. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».

И в заключение нашего с Вами разговора, мне хочется предложить Вашему вниманию сказку. Это сказка для взрослых – мам и пап, бабушек и дедушек, для всех тех, кому важно каким будет ребенок рядом с Вами и как он будет воспитывать уже своих собственных детей.

СКАЗКА В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши — мама, папа, бабушка и дедушка — были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему предстояло стать цветным.

      Каждый день синяя мама учила его, как стать синим.

      Красный папа — как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины.

      Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зеленая бабушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел.

      Так проходил день за днем, и вот…

      Что же было дальше? Что за сказка без конца? Это потому что у каждой семьи своя история, свое окончание сказки. Вы уже представили свое окончание этой сказки?