Будущим выпускникам школ!
Совсем скоро для Вас, выпускники 9-х и 11-х классов общеобразовательных школ прозвучит последний звонок, но решение о выборе своего профессионального, а вместе с ним и жизненного пути приходится принимать сейчас. А выбор достаточно широк. Кто-то выберет возможность начать работать как можно раньше, чтобы почувствовать вкус самостоятельной взрослой жизни. Чьё-то решение будет связано с профессиональным образованием в техникуме или колледже. А часть выпускников, будет или уже, готовится к поступлению в ВУЗ.
Никто и ничто не ограничивает Вас, ребята, в выборе своего дальнейшего пути, когда этот выбор делается осознанно, с учетом Ваших хочу – могу – надо. Хочу – это Ваши желания и потребности, могу – это Ваши способности, возможности и таланты, опыт, который уже может быть или первые профессиональные пробы, надо – это Ваши решения и действия позволяющие достигать поставленных целей.
Можно конечно упростить принятие решения о выборе будущей профессии, поддавшись модным тенденциям, ориентируясь исключительно на доходную часть или переложив эту ответственность на родителей, но …. Стоит ли тратить время и силы на то, что не будет приносить удовлетворение и поддерживать чувство собственного достоинства? Профессия, выбранная на основе собственных возможностей и желаний, положительно влияет на сферу профессиональной успешности и позитивную самооценку человека. А занимаясь нелюбимым делом, работник превращается в хронически недовольного, раздраженного и даже озлобленного человека в жизни.
Вам, будущим выпускникам неплохо бы задуматься и об актуальности выбираемой профессии, т.к. в настоящее время в стране достаточное количество экономистов, юристов и менеджеров различных звеньев. Наибольшей востребованностью сейчас требуются специалисты рабочих профессий, сферы обслуживания и быта, строительства и обслуживания коммуникаций, профессионалы с «золотыми руками». Подумайте, какие профессии востребованы сейчас в Вашем городе и регионе, чтобы после окончания обучения не возникло больших проблем с трудоустройством.
Не бойтесь ошибиться с выбором, ошибку всегда можно исправить и приобрести новый опыт. Меньше всего ошибок при выборе будущей профессии делают те, кто выбирает работу, дело «по душе» и тогда ошибка превращается в новую возможность, а жизнь в этом случае расширяет свои границы.
В первую очередь, неплохо определиться, с чем Вы готовы связать свою жизнь, что интересно и приносит чувство удовлетворения. Даже самые малозначительные интересы могут стать делом всей твоей жизни, особенно если привязать их к конкретным профессиям. Составьте список возможных профессий, связанных со своими интересами.
Второй шаг – это оценка того, какие интересы со временем пройдут, а какие Вы готовы пронести через всю свою жизнь. Качество второго шага будет зависеть от Вашей честности с самими собой. В результате Вы получаете выбор между двумя – четырьмя профессиями, некоторые из которых сочетаются друг в друге или между собой, тогда профессиональное самоопределение будет сводиться к еще более узкому выбору.
Третий шаг – включает в себя сбор информации о возможности получения выбранной профессии, выбором учреждения для получения профессионального образования и перспективой трудоустройства после окончания учебного заведения.
Оказать помощь в поиске информации для профессионального самоопределения могут сайты:
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/abitur/index.php
Сайт Министерства образования и науки «Траектория.онлайн» http://xn--80akjhuieke7k.xn--80asehdb/
На этих сайтах будущие абитуриенты могут получить информацию о получении профессии в ВУЗах или ССУЗах своего города и края, воспользоваться он-лайн тренажерами по ОГЭ и ЕГЭ, тестовыми вариантами экзаменационных заданий, получить советы и рекомендации по профессиональному самоопределению.
Успешного профессионального самоопределения Вам, будущие абитуриенты!
Педагог-психолог
М.В. Цыбыктарова
Советы психолога для учащихся по профориентации
Не стоит ориентироваться только на престижность профессии, забывая о собственных желаниях и возможностях. Это чревато получением модной, но нелюбимой работы.
Все мы имеем право на ошибку, и, получив профессию, можем понять, что это не то, что нам нужно. Но это не должно останавливать вас в поиске именно той профессии, к которой лежит душа.
Слепо следуя за друзьями, Вы рискуете выбрать неподходящую профессию, если ориентируетесь только на чужое мнение.
Если Вам нравится человек — представитель какой-либо профессии, то это хорошая возможность узнать о его деятельности с разных сторон. Однако не стоит выбирать профессию только из симпатии к человеку, так как сама работа может не подходить именно вам.
Часто мы видим только положительные стороны профессии, забывая о «темной стороне медали». Стоит узнать о профессии как можно больше, чтобы рассмотреть и плюсы и минусы.
Не отождествляйте школьные учебные предметы с профессией, различайте эти понятия. Очень редко профессия совпадает с тем школьным предметом, который вам интересен. Кроме того, любимые предметы редко связаны только с одной профессией, и могут понадобиться в разных сферах деятельности.
Не зная своих способностей, ты рискуешь выбрать неподходящую профессию, которая не будет у тебя получаться, не будет приносить удовольствия.
Когда Вы решаете задачу по математике, то выполняете определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить так же и при выборе профессии. К тому же, за консультациями по профориентации Вы всегда можете обратиться к школьному психологу в службу СППС. Пусть Ваш выбор будет правильным!
Как выбрать профессию?
Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора – у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты с упорством штудируешь учебники по химии или биологии, или посещаешь кружок «юный физик» и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы. Если это так, то ты – счастливчик. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, куда пойти учиться.
Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если ты любишь технику – интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера, специалиста по информационным технологиям, строителя, физика…
Выбор должен опираться на сумму достоверной информации и точную оценку способностей и возможностей. Важно как можно больше узнать о себе. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества». Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.
Важно, чтобы тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадал с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен – тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив – не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.
Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии – а вуза или факультета.
Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности. Ты должен решить для себя, сколько времени и сил готов потратить на свое профессиональное обучение.
Ответь себе на вопросы, лучше письменно:
- Какое значение имеют деньги в твоей жизни?
- Выбирая профессию, сколько бы хотел иметь свободного времени?
- С какими людьми хотел бы общаться?
- Что главное для тебя при выборе профессии?
- Какая успеваемость в школе?
- Какой школьный предмет особенно нравится?
- Что вызывает твой интерес: сама деятельность или её результат?
И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие, положительные эмоции, обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей и приносить пользу обществу.
Рекомендации родителям по профориентации
Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.
Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.
Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути. Нет проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере врача, космонавта или юриста и с упорством штудируют учебники, готовясь к поступлению в вуз. Впрочем, по заверениям специалистов, таких детей меньшинство, гораздо больше тех, у кого выбор профессии вызывает серьезные сомнения и трудности. Что делать родителям в такой ситуации? Разворачивать серьезную профориентационную работу! Причем вопрос о том, куда пойти учиться, лучше начинать решать еще в 8-9-м классе. Вместе, но не вместо!
Главное для родителей — отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают — потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит.
С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность. Но, разумеется, действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена доверительная атмосфера. Если же диалога не получается и обсуждение любого вопроса заканчивается открытой конфронтацией, значит, сначала надо восстанавливать «погоду в доме» (и лучше при помощи психолога), а уж потом заниматься планированием будущего.
Итак, задача родителей — не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?
6 шагов к решению
ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки — названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет — минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание. Разумеется, такой способ профориентации — не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.
ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом — и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, — стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.
ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался.
ШАГ 4. От слов — к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.
ШАГ 5. В институт — на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз — и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение — ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей — посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое — не мое».
ШАГ 6. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть». Ошибка — тоже опыт. Выбор профессии — дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся — в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять. Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать заново.
В настоящее время существует достаточное количество тестов, определяющих склонности, возможности и профессиональную направленность личности подростков, многие из которых доступны в сети интернет в режиме он-лайн. НО! провести качественную обработку, интерпретацию, обобщение полученных результатов и оказать практическую помощь в профессиональном самоопределении может оказать только специалист в области профориентации.
Педагог-психолог
М.В. Цыбыктарова